Китай разрабатывает ракету с многоразовой первой ступенью, тренд многоразовых ракет становится мировым

Китай готовит к запуску в серийное производство новую ракету с многоразовыми первыми ступенями. До сих пор «Спейс Икс», была единственным производителем многоразовых ракет в мире. Но с появлением двух конкурирующих игроков в этой области, переход на многоразовые ракеты становится устойчивым трендом в мировой ракетной отрасли. Что в дальнейшем, приведет к многократному снижению цены на доставку грузов на орбиту, и даст новые возможности для освоения космоса.

22 декабря 2020 года, в Китае с космодрома «Венчан», стартовала новая китайская ракета с многоразовой первой ступенью «Чанчжэн – 8». Первый, опытный, пуск ракеты был проведен без возвращения первой ступени. Пуск прошел удачно, на орбиту были выведены 5 спутников.

В недалекой перспективе, разработчик ракеты, «Китайская национальная космическая администрация», планирует отработать посадку первых ступеней. И далее, использовать Чанчжэн – 8 как одну из основных ракет Китая. Увеличив частоту ее пусков до 20 раз в год и более. Достигая за счет повторного использования первых ступеней повышенной производительности и повышенной экономической эффективности новых ракет.

Чанчжэн — 8 ракета среднего класса, созданная на основе серийного носителя «Чанчжэн – 5». Чанчжэн – 5, это модульная ракета, состоящая из двух основных ступеней, и четырех боковых ускорителей на первой ступени, работающая на топливной паре «Керосин – кислород», сейчас один из основных носителей Китая. Чанчжэн – 8 имеет аналогичную конструкцию, но ее первую ступень, вместе с боковыми ускорителями предполагается использовать многократно. Первая ступень Чанчжэн – 8 должна приземляться, вместе с боковыми ускорителями, на морскую платформу.

Long March CZ-8 launch and landing sequence - YouTube

Чанчжэн – 8 имеет высоту 50,3 метра, стартовую массу 356 тонн, и грузоподъемность до 7,6 тонн, на низкую околоземную орбиту и до 2,8 тонн на переходную орбиту. Хотя, в версии с многоразовой первой ступенью, грузоподъемность ракеты снизится, но при этом снизится и удельная стоимость выведения.

Meet the Long March 8 – Parabolic Arc

По планам разработчиков, первая ступень Чанчжэн – 8 должна готовиться к повторному запуску командой из 40 человек за 7 – 10 дней. За счет быстрого производства верхних ступеней, интервал между запусками ракет планируется снизить до двух недель. Для экономии времени и денег на транспорт, производственные мощности будут располагаться близко к космодрому.

Решение перехода на многоразовые первые ступени было принято китайской космической администрацией после запуска в серию многоразовых, первых ступеней ракет «Спейс икс», линейки «Фелкон – 9» и сборки «Фелкон Хеви». Для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке пусковых услуг и дополнительных возможностей расширения национальных космических программ.

До сих пор, единственной фирмой производящей и использующей многоразовые ступени ракет была американская «Спейс Икс». Ее владелец «Илон Маск», запустил тренд перехода на многоразовые ракеты, но этому тренду пока следовала только одна его фирма.

Появилось видео новой успешной посадки ступени Falcon 9 — Naked Science

Создание китайской ракеты с многоразовой первой ступенью, означает, что тренд многоразовых ракет начинает распространяться в мировой ракетной индустрии. Так как Китай политический и экономический конкурент США, конкурентная борьба между китайской национальной космической администрацией и Спейс Икс, не позволят новому тренду остановиться. Будет способствовать развитию технологических характеристик многоразовых ракет и снижению их цены. Конкурентная гонка между двумя мировыми игроками, приведет к тому, что другие игроки так же начнут переходить на многоразовые ракеты, чтобы не отстать от тренда, остаться в рынке.

Если до сих пор многоразовые ракеты были экзотикой в космической отрасли, то скоро они станут жизненной необходимостью.

Из новых потенциальных игроков способных разрабатывать многоразовые ракеты, можно отметить крупные аэрокосмические корпорации США, которые могут создавать многоразовые ракеты, но не имеют для этого стимула.

Возвращение «Байкала». Когда полетит новое «Крыло-СВ»?

Российский проект крылатых, многоразовых первых ступеней, «Крыло СВ», работы над которым шли еще с конца девяностых годов, но не получили развития. В ближайшие годы, эта ступень может быть использована в составе новой, модульной, российской ракеты «Ангара», в качестве многоразовых боковых ускорителей. И многочисленные стартапы, служащие источником новых идей и технологий.

В результате новой технологической гонки, вся мировая ракетная индустрия перейдет на многоразовые транспортные системы, станет во много раз более дешевой и производительной. Создаст новые возможности и новые рыночные ниши для дальнейшего освоения космоса. Такие как, многократное расширение спутниковой группировки, обслуживание спутников на орбите, создание баз для обслуживания спутников на орбитальных станциях, которые станут первыми космическими технологическими и производственными центрами. Далее, добыча и практическое использование инопланетных ресурсов, с луны и астероидов. Начало развития космической промышленной индустрии.

Запуск в серию китайской ракеты с многоразовыми первыми ступнями, это еще один шаг к переходу человечества в космическую эру.

Николай Агапов.

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*