Концепция сетевого бизнес сообщества индустрии космической эры

0

Развитие земного предшественника космической индустрии, как способ движения к космической эре. 

На современном этапе, человечество стоит у порога начала колонизации космоса и перехода на космический уровень развития, но долго не может перешагнуть через этот порог. За полвека истории космонавтики, деятельность людей в солнечной системе почти не продвинулось дальше стадии разовых исследовательских полетов, то есть остается на стадии экспериментов. Современная ракетно космическая индустрия с самого начала была создана для выполнения научно пропагандистских задач, и на колонизацию внеземного пространства она не рассчитана.

В последнее десятилетие начали появляться частные космические программы, рассчитанные на освоение космических ресурсов. И проекты развития качественно новых, более дешевых и массовых, космических транспортных систем.

Они могут дать начало развитию нового этапа освоения космоса, рассчитанного на практическую индустриализацию внеземного пространства, который в перспективе может привести к переходу мировой промышленности в пространство солнечной системы. Открывая период экономики космических колоний, быстрого и ничем не ограниченного экономического роста. Но постепенное развитие частных космических программ, может затянуться на десятилетия. Не давая шансов на быстрый переход в космическую эру,  доступный в обозримой перспективе, для людей современного поколения.

Для колонизации космоса не достаточно отдельных космических программ, нужно перевести в космическое русло всю мировую индустрию. Только тогда человечество перейдет в стадию космической цивилизации. Отдельные программы по освоению астероидных ресурсов или производству топлива на луне, это только промежуточные этапы. Космическая индустрия в отличие от современной промышленности будет основана на качественно новых производственных технологиях, относящихся к новому промышленному укладу, таких как 3D печать, позволяющих упростить производственную инфраструктуру до нескольких, легких, универсальных станков. Несколько станков нового уклада, размещенных в легком «Микро цехе», весящим как спутник, или модуль МКС, смогут заменить полную цепь производства от сырья до конечного изделия. Космические «Микро цеха», будут достаточно легкими для доставки их в космос без гигантских затрат. А, кроме того, космические микро цеха, будут способны создавать свои копии и увеличивать свою численность в геометрической прогрессии. Такая, производственная инфраструктура, позволит вести индустриализацию космоса быстро, дешево и с высокой прибылью.

Сейчас в основном ожидается, что космическая индустрия будет развиваться через частные космические программы. Но зачем ждать реализации крупномасштабных космических проектов, если можно начать развитие индустрии космической эры на земле, в сфере малого бизнеса, в ближайшей перспективе? Необходимые для этого технологии, нового индустриального уклада уже есть на рынке, многие из них доступны и не дороги. Если использовать сетевую форму организации, информационные коммуникации, а так же, области бизнеса с низкими затратами и высокой рентабельностью, можно создать глобальную сетевую структуру, совмещающую функции общественного движения и бизнес сообщества. Через такую сеть «Сторонников космической экспансии», можно запустить процесс развития «Индустриальной среды космической эры», способной на быстрый рост и высокую производительность, на земле, в ближайшей перспективе. А со временем, когда индустриальная система сети накопит достаточные ресурсы, и мощности, она продолжит свой рост за пределами земли.

Сетевая структура, построенная на принципах космической индустрии будущего, способна запустить процесс формирования индустриальной среды и общества, соответствующих критериям космической эры. Эффективно функционирующих на земле, и способных распространяться в пространстве солнечной системы. И таким образом послужить функциональным прообразом космической промышленности, давая возможность через нее начать активное движение к цивилизации космического уровня в ближайшем будущем.

 

Первые этапы развития космонавтики.   

Развитие современной космонавтики началось в конце пятидесятых годов прошлого века. В то время появились первые, межконтинентальные баллистические ракеты, способные нести достаточно большую нагрузку, от нескольких сотен килограмм, до трех тонн. Первые ракеты носители, способные выводить полезную нагрузку на орбиту, были сделаны на базе баллистических ракет. Баллистические ракеты большой дальности, рассчитаны на выведение груза на баллистическую траекторию, со скоростью около 7 километров в секунду, на которой, груз делает дугу вокруг земного шара, с расчетом на то, чтобы груз, боеголовка, упал на другом конце земли. Если немного увеличить скорость полезной нагрузки, баллистической ракеты, до 8 километров в секунду, то груз выйдет на круговую орбиту, и не будет падать на землю, продолжая постоянно вращаться вокруг земного шара.

Ракета «Р – 7», на стартовой площадке.

Первой космической ракетой, стала модификация советской баллистической ракеты – «Р – 7». Сейчас эта ракета находится в эксплуатации под названием — «РН – Союз». После успешных испытаний Р – 7, разработчик ракеты «Сергей Павлович Королев» убедил Хрущева, сделать космическую модификацию Р — 7, и запустить с ее помощью несколько спутников, для демонстрационного эффекта. Первый спутник был запущен 4 октября 1957 года. Первые космические полеты вызвали ажиотажную реакцию и сильно подняли рейтинг коммунистической партии в глазах мирового сообщества. Почувствовав пропагандистский эффект коммунистическая партия начала финансировать и активно развивать новые космические программы. 12 апреля 1961 года, был выведен на орбиту первый пилотируемый корабль  — «Восток», с космонавтом «Ю. А. Гагариным на борту». Дата этого полета, позже вошла в историю под названием  — «День космонавтики».

Успехи советских космических программ на начальном этапе, вызвали нервную реакцию в США. Что спровоцировало Американское правительство создать национальное аэрокосмическое агентство  — «NASA – НАСА», и начать активное развитие своих национальных космических программ, вершиной которых стала серия пилотируемых полетов на Луну, по программе  — «Аполлон».

Одна из высадок на Луну по программе  — «Аполлон».

Первая высадка на Луну состоялась 20 июля – 1969 года, последняя в  — 1972 году. Программа Аполлон, и последовавшая за ней программа Американской пилотируемой станции – «Скайлеб», 1974 – 1979 годы, восстановили международный престиж США. После чего активное противостояние в космосе между СССР и США ослабло, но дальнейшее развитие мировой космонавтики продолжилось в русле – «Космической гонки» за национальным престижем.

Первые космические программы создали ракетно-космическую отрасль и сформировали космонавтику в том виде, в котором она осталась сейчас. В качественном отношении современная космонавтика почти не отличается от периода 70 – х годов. Прогресс и рост возможностей космонавтики идет в основном за счет развития приборной и электронной начинки космических аппаратов.

 

Принятая стратегия освоения космоса, гонка за научно демонстрационными достижениями.

Основные преимущества «Гонки за рекордами», в качестве ведущей цели развития космонавтики, я вижу в том, что они позволили мобилизовать значительные ресурсы на развитие космической отрасли в начальный период. Без расчета на практическую отдачу, которая тогда была невозможна, и это обеспечило быстрое развитие космической отрасли в 60 – е, 70 – е, годы.  А в некоторой перспективе, социальный запрос на новые достижения в космосе, так же может направить дополнительные ресурсы в лунные и марсианские программы. В общем, гонка за демонстрационными достижениями, может служить эффективным мобилизующим фактором без оглядки на практическую целесообразность, давая ресурсы для мобилизационных рывков.

Плюс мобилизационных подходов, в том, что они могут быть эффективны для запуска качественно новых направлений деятельности, на стартовых этапах. В том числе, могут способствовать созданию новых областей космической деятельности направленных на колонизацию космоса, но для этого нужен активный социальный заказ.

Основные недостатки, стратегии гонки за рекордами, на мой взгляд, в том, что она не позволяет космической отрасли эффективно развиваться в качественном и масштабном отношении. А так же не позволяет сделать переход от исследования космоса к его промышленной колонизации. Гонка за рекордами создала космическую отрасль с ноля в рекордные сроки, но с тех пор качественное развитие космонавтики замерло на месте. У космических администраций было множество возможностей качественной модернизации космической техники, таких как, разработка многоразовых ракет недорогих в эксплуатации, аналогичных тем, что сейчас разрабатывает Илон Маск. Переход на экономичные «Электрореактивные» двигатели в космическом пространстве. Или освоения качественно новых видов деятельности, таких как ремонт и обслуживание спутников на орбите, создание орбитальных производственных центров, переход к освоению инопланетных сырьевых ресурсов. Но все эти возможности остались без внимания, хотя с технологической и финансовой точки зрения они были доступны. Космические администрации раз за разом повторяли очередные научно пропагандистские проекты, соревнуясь друг с другом в количестве научных данных получаемых за счет исследовательских зондов или пилотируемых станций. Мышление ведомственных аналитиков не рассчитано на достижение практических задач, так же как и общецивилизационных целей, таких как движение, к космической эре, оно мотивировано только на выполнение политического заказа. А политический заказ, в свою очередь только на укрепление престижа власти и государства.

 

Планы и проекты космонавтики прошлого. 

Быстрое развитие ракетно космической индустрии и ажиотажный интерес к космосу на начальных этапах, в шестидесятые, семидесятые годы, вызвали ожидания скорого развития более масштабных космических программ, таких как создание постоянных баз на луне и промышленных орбитальных станций. А далее развития массовой индустриализации космоса и его колонизации. Но эти ожидания не оправдались.

В семидесятые, двухтысячные годы, были масштабные перспективные проекты, связанные с практическим освоением космоса. Такие как, строительство орбитальных солнечных электростанций. Строительство сырьевых лунных баз, служащих, в том числе источником материалов для орбитальных электростанций, а так же источником сырья для производства различных изделий и топлива. Создание производственных пилотируемых станций на околоземной орбите. Эти проекты были взаимосвязаны между собой и вместе могли бы составить околоземный, космический, индустриальный комплекс, на базе которого могла развиваться дальнейшая индустриализация внеземного пространства.

Так же были проекты создания качественно новых космических транспортных систем, таких как многоразовые космические корабли, аэрокосмические самолеты, воздушные старты со сверхзвуковых самолетов «Разгонщиков», многоразовые орбитальные буксиры с экономичными «Электрореактивными» двигателями.

Из перспективных проектов того поколения получил реальное развитие только проект многоразового корабля «Спейс шаттл». Другие проекты не были доведены до реализации. Как принято считать из-за своей дороговизны и низкой экономической эффективности, больших сроков окупаемости около 10 – 30 лет. Или из-за отсутствия инициативы со стороны администрации аэрокосмических агентств. Что выглядит более вероятным, так как, если бы было твердое намерение делать новые шаги в освоении космоса, в их направлении, по крайней мере, велись бы опытные работы. Или проекты прорабатывались бы в виде относительно дешевых, маломасштабных, опытных, «Прототипов».

Программа Спейс шаттл, на практике оказалась не рентабельной, из-за высоких затрат на эксплуатацию этих машин. Шаттлы проектировались для строительства и обслуживания тяжелых орбитальных платформ, в основном военных. Но так же была возможность строительства с их помощью крупных орбитальных объектов, научного или коммерческого назначения. Шаттлы проектировались из расчета выведения не менее 20 тонн полезной нагрузки, это вес стандартного модуля космических станций. Такая грузоподъемность была нужна для строительства тяжелых орбитальных платформ, но для снабжения МКС, или рядовых исследовательских миссий она была избыточной. Машина получилась тяжелая, сложная и дорогая. Содержание инфраструктуры обслуживающей шаттлы требовало больших затрат. Поэтому, выйти на безубыточность шаттлы могли только при высокой частоте пусков, как минимум  — 8, оптимально, около — 50 в год. Но на такое количество пусков для обслуживания орбитальных станций и выведения некоторых космических аппаратов не было спроса. А, кроме того, из-за сложности шаттлов время межполетного обслуживания не позволяло достигать высокой частоты пусков. И на шаттлах были частые мелкие аварии, из-за чего их пуски постоянно откладывались. Две катастрофы, шаттлов – «Челленджер», в  — 1986 году, и  — «Колумбия», в  — 2003 году, подорвали их репутацию комфортного и безопасного транспортного средства. Программа спейс шаттл была закрыта в 2011 году.

Наработки по программе шаттл, двигатели и научно производственные мощности, планируется использовать в программе сверхтяжелого носителя «СЛС», «Спейс лауч сисемс», «SLS — Space Launch System». SLS проектируется для пилотируемых экспедиций на Луну или Марс. Грузоподъемность этой ракеты может доходить до 129 тонн, полезной нагрузки на околоземной орбите, что немногим меньше грузоподъемности лунного носителя «Сатурн  — 5» доставившего на Луну первых астронавтов, 140 тонн на околоземной орбите.

До двухтысячных годов, в космонавтике практически не было новых тенденций, космическая деятельность развивалась в русле исследования солнечной системы автоматическими зондами, и программ научных, околоземных, пилотируемых станций.

Главное достижение предшествующего периода развития космонавтики, с точки зрения массовой, практической индустриализации космоса, это создание глобальной спутниковой группировки. И мирового рынка, предоставляемых спутниками, космических, информационных услуг. Спутниковая индустрия, это пока единственная область практической индустриализации космического пространства, с глобальными масштабами деятельности и достаточно крупными оборотами, около 300 – 400 миллиардов долларов в год, по разным оценкам. Это мизерная доля от мирового ВВП, имеющего объем около 70 триллионов долларов, но услуги космической связи, наблюдения за земной поверхностью и глобального позиционирования, предоставляемые спутниковой группировкой, внесли значительный вклад в развитие общецивилизационного прогресса, развития технологий и роста экономики, за счет развития мировой информационной среды.

Спутниковая группировка, это первый серьезный шаг на пути индустриализации космоса. К недостаткам спутниковой индустрии можно отнести ее привязанность к земле. Спутники это придаток земной информационной среды, поэтому, спутниковая группировка не может оторваться от земли и распространяться на солнечную систему. Но она может служить базисом для развития качественно новых направлений космической деятельности, так как может создавать платежеспособный спрос на них, как на области деятельности связанные с обслуживанием спутников.

Флот орбитальных буксиров в околоземном пространстве, базы для добычи топлива на луне, производство различных конструкций, ремонт и обслуживание спутников на орбитальных станциях. Это области деятельности, связанные с обслуживанием спутников, которые способны создать инфраструктурное, транспортно индустриальное ядро, значительно облегчающее дальнейшую индустриализацию космоса. Одна из статей на эту тему опубликована в «GlobalScience»:    http://globalscience.ru/article/read/20728/

От ведомственных аналитиков часто можно слышать, что им не хватает финансирования, для того, чтобы сделать первые шаги к колонизации космоса. Но я думаю, эти заявления не имеют под собой оснований. Денег у аэрокосмических агентств достаточно, их бюджеты измеряются миллиардами. В их распоряжении передовые государственные научно промышленные мощности. Даже, если предположить что государственные космические агентства получили бы несколько сотен миллиардов, или триллион долларов, в рамках принятой стратегии они не сделали бы ничего качественно нового. За эти деньги были бы построены парк сверхтяжелых ракет, пилотируемые базы на Луне и Марсе. Но это было бы продолжение стандартных космических исследований в больших масштабах. То есть освоение космоса продолжало бы оставаться на стадии экспериментов, но при этом стоило бы в десятки раз дороже. С другой стороны при миллиардных объемах финансирования вполне можно было бы начать опытные проекты, связанные с качественной модернизацией космического транспорта, развитием производства на орбитальных станциях, или практическому использованию космических сырьевых ресурсов, если не инопланетного грунта, то хотя бы космического мусора.

На мой взгляд, колонизация космоса, зависит не столько от количества денег, сколько от качества деятельности. От выбора функциональных направлений деятельности и схем ее организации. Для развития колонизации космоса, направления деятельности должны, включать создание инфраструктуры, позволяющей значительно снизить стоимость космических полетов, и начать развитие внеземной индустрии. Быть практичными, ориентированными на прибыль. При этом отдельные проекты, должны быть доступными по цене, быстро реализуемыми и способными достаточно быстро себя окупать.

Из элементов качественно новой космической транспортной инфраструктуры, в числе самых реализуемых, можно отметить: Создание парка недорогих ракет носителей. Или многоразовых. Возможно, частично многоразовых, с полностью спасаемой первой ступенью и спасаемыми двигателями на второй ступени. Или недорогих, одноразовых ракет, изготовляемых по упрощенным технологиям из дешевых материалов. А так же возможно создание специальных пушек, «Легкогазовых», или «Электромагнитных», для недорогой доставки на орбиту расходных материалов не чувствительных к ударам, таких как топливо или металлы. Для полетов на орбите, возможен переход с химических ракетных двигателей, на электрореактивные двигатели. Двигатели этого типа, слишком маломощные чтобы с их помощью стартовать с земли, но в космической невесомости их мощности достаточно. Электрореактивные двигатели, расходуют топливо в 5 – 30 раз экономнее химических, что позволяет создать с их использованием, флот многоразовых, грузовых кораблей, способных свободно передвигаться в космическом пространстве и недорогих в эксплуатации.

В более отдаленной перспективе, возможно создание принципиально новых средств выведения, таких как: Ракеты или челноки с экономичными двигателями, с внешним подводом энергии с земли, в виде лазерного или микроволнового луча, потребляющими водород в качестве топлива – «Рабочего тела».

Космическая транспортная система – «Орбитрон», в основе которой лежит разгон материалов до орбитальной скорости за счет прямого столкновения со специальными кораблями – «Орбитальными коллекторами», в суборбитальном подскоке, и возможно плавный разгон кораблей до орбитальной скорости за счет энергии длинных направленных потоков вещества – «Треков», сформированных на орбите.

Так же возможно использование «Тросовых систем». «Космических лифтов». Или «Космической пращи», состоящей из двух модулей раскрученных на длинном тросе до комической скорости, модуль, движущийся против орбитального вращения в момент сближения с землей, будет иметь малую скорость относительно поверхности, что позволяет с его помощью захватывать грузы из суборбитального подскока.

Или электромагнитных ускорителей расположенных на низкой орбите, способных захватывать грузы из суборбитального подскока, и разгонять их до орбитальной скорости за счет магнитного поля, работая как электромагнитные пушки, но в обратном направлении, и без помех со стороны атмосферы.

Переход на качественно новую космическую транспортную инфраструктуру, позволяет снизить стоимость полетов от нескольких раз до нескольких десятков раз. И дает новые возможности для развития в космосе более масштабной деятельности.

Космические программы, рассчитанные на колонизацию космоса, должны быть экономически оправданными. Бюджетного освоения нового пространства в глобальном масштабе быть не может. Индустриализация космоса, может активно развиваться, только в том случае если она будет приносить прибыль, и при этом средства, вложенные в космические проекты, будут достаточно быстро оборачиваться, увеличивая свои объемы и вовлекая в свой оборот новые инвестиции и промышленные мощности. Начать колонизацию космоса, сможет не та структура, которая первая получит триллионный бюджет, а та, которая первая принесет триллионную прибыль.

Гигантские, сверх затратные, и долгосрочные программы, свойственные периоду семидесятых, двухтысячных годов, так же, вариант сомнительной эффективности. Так как, они не смогут эффективно вовлекать средства и мощности мировой экономики в свой оборот, и вложенные в них средства окажутся надолго запертыми, прежде чем программы себя окупят, и начнется новый виток роста. Поэтому развивать индустриализацию космоса за счет «Мегапроектов» достаточно быстрыми темпами, невозможно. По моему мнению, наиболее эффективна структура космической индустрии, состоящая из множества отдельных частных проектов, обладающих не высокой стоимостью, с небольшими по меркам крупного бизнеса сроками окупаемости, около 2 – 5 лет. И инфраструктурного ядра, состоящего из транспортных, производственных и обслуживающих систем. Такая структура организации, позволяет обеспечить быстрый рост внеземной индустрии. Элементы ее инфраструктурного ядра, могут быть дорогими и долгосрочными, но они будут прибыльными в среднесрочной перспективе за счет суммарного оборота индустрии. Не создавая угроз «Зависания», дальнейшего развития, пока инфраструктурные проекты не окупятся через десять или двадцать лет.

 

Современные частные проекты освоения космоса.

Начиная приблизительно с 2005 – 2010 годов, к освоению космоса, начали подключаться небольшие частные команды, не связанные с ведомственной средой. Такие как: Фирма  — «SpaceX – Спейс икс», основанная предпринимателем «Илоном Маском», которая в настоящее время занимается разработкой недорогих ракет и космических кораблей многоразового использования, а так же планирует развитие пилотируемых марсианских программ. Фирмы «Planetary Resources – Планетарные ресурсы» и «Deep Space Industries – Индустрия глубокого космоса», планирующие вести добычу драгоценных металлов на астероидах. Фирма «Энергетическая компания Шеклтон», предполагающая развитие производства ракетного топлива на луне, из лунного льда. Фирма «Scaled Composites LLC – Скайлед композитс», разработчик суборбитальных туристических кораблей, «Спейсшип – 1» и «Спейсшип  — 2». Фирма «Bigelow Aerospace – Бигелоу Аэроспейс», планирующая строительство специализированной орбитальной станции, с надувными модулями, для космических туристов.

Новые космические частники, могут внести свежие тенденции в повестку дня, связанную с колонизацией космоса, так как их проекты относительно дешевые, но в то же время, способны повернуть дальнейшее развитие космонавтики в русло индустриализации внеземного пространства и освоения инопланетных ресурсов.  До появления частников, колонизация космоса представлялась возможной только в неопределенной футуристической перспективе, после появления кораблей, способных слетать на луну и обратно на одной заправке топливом. И развитие колонизации космоса, представлялось в виде гигантских, сверхдорогих государственных программ, длительностью в человеческое поколение. Но частники создали новый прогностический тренд, в рамках которого, несколько фирм с небольшими по глобальным меркам капиталами от нескольких десятков миллионов, до нескольких миллиардов долларов, способны запустить развитие новых направлений практического освоения космоса. Их программы будут мало масштабными, но будут приносить прибыль и служить наглядной демонстрацией того, что процесс индустриализации космоса может быть доступным и выгодным.  А далее начнется втягивание в этот процесс капиталов и фирм, с постепенным развитием космического рынка. Так как для запуска процесса развития индустриализации космоса частниками не нужны гигантские бюджеты и участие государств, роль флагманов в нем, могут взять на себя легкие на подъем, предприниматели и энтузиасты, то и сама колонизация космоса, в тренде частной космонавтики выглядит более доступной и быстро достижимой целью. Задачей не абстрактной футуристической перспективы, а вполне ясной целью для развития космонавтики и мировой индустрии, к которой можно подойти в перспективе нескольких ближайших десятилетий.

К недостаткам современного частного космического сообщества, можно отнести, довольно вялое развитие. Проектов много, но до реализации доведены только единицы. Самые известные из них, это проекты многоразовых ракет и легких космических кораблей для полетов на МКС фирмы Спейс икс. И суборбитальные туристические «Ракетопланы», фирмы Скайлед комопозитс. Учитывая то, что и многоразовые ракеты, и суборбитальные челноки «Спейсшип», еще не начали регулярные рейсы, а только проходят стадии тестирования. Фирма Дип спейс индастрис только планирует запускать первые спутники для изучения астероидов. Можно сказать, что космонавтика новых частников еще находится на стадии первых опытных проектов, и темпы ее развития сейчас далеки от эффективных.

Другой недостаток, на мой взгляд, присущий современной частной космической среде, это бессистемность. Проекты частников разделены, они не связаны между собой в единый, глобальный план индустриализации космоса. В проектах нет взаимовыгодных кооперационных связей по отраслям. Таких как добыча астероидных ресурсов одними фирмами, производство топлива для транспортировки добытых в космосе материалов другими, ведение производственных и обслуживающих работ для сырьевой и транспортной инфраструктуры третьими, и т. п. Нет планов единой инфраструктуры, такой как транспортные системы, ремонтно эксплуатационные и производственные центры, служащие инфраструктурным ядром внеземной индустрии. Нет глобальных планов интеграции космической индустрии в земную промышленную среду, с последующим переходом мирового производства в пространство солнечной системы. В общем, организаторы частных проектов задумываются только о реализации деятельности своих фирм. Глобальные возможности координации деятельности между разными фирмами и отраслями, выстраивания общей инфраструктуры и выстраивания взаимодействия с мировой индустриальной средой, в котором космическая индустрия должна служить мостом перехода от земной мировой промышленности, к космической, остаются без внимания. В то время, как это основные концептуальные вопросы, проработка которых необходима для выработки эффективных планов колонизации космоса.

 

Новый производственный уклад в космической индустрии.   

Будущая индустриализация космоса, тесно взаимосвязана с развитием новых технологий, цикл которых сейчас начинается в мировой промышленности. Это переход на так называемый «Новый производственный уклад», связанный с развитием «Цифрового производства», или — «Аддитивного производства», предполагающего изготовление изделий по цифровому шаблону, методом выращивания из заготовки за счет наложения тонких слоев материала. Самый известный пример станков цифрового производства это 3D принтер.

Производственная инфраструктура, основанная на современных технологиях производства, распространенная в мировой промышленности, состоит из сложных производственных цепочек, в свою очередь состоящих из множества узкоспециализированных производственных станков. Для того, чтобы сделать с их помощью сложное изделие, например автомобиль, нужны множество производственных линий и тысячи станков. Переносить в космос производственные предприятия, основанные на узкоспециализированных станках и сложных производственных линиях, это мега затраты. Станки цифрового производства отличаются своим универсализмом, на 3D принтере можно напечатать любое сложное изделие с высокой степенью готовности. Поэтому, 3D принтер может заменить не только практически любой узкоспециализированный станок, но и целую производственную цепочку. Например, на 3D принтерах можно целиком напечатать корпус автомобиля, робота, или космического корабля.

Несколько станков цифрового производства и манипуляторов для сборки изделий, можно разместить в стандартном модуле орбитальной станции весом в двадцать тонн, или аппарате весящим несколько сотен килограмм, как спутник. Такой производственный «Микро цех», будет способен изготовить практически любое изделие прямо из исходного сырья, например, лунного, или астероидного грунта. И при этом, перспективные космические микро цеха – «Производственные модули», будут способны создавать свои копии. Конечно, не все оборудование производственных модулей можно будет напечатать в космосе. Высокотехнологичные детали нужно будет доставлять с земли. Но их относительный вес будет не большим, в пределах нескольких процентов. Такие особенности перспективных производственных модулей, как легкость, универсализм, и способность производить свои копии – «Способность к саморепликации», может сделать процесс  индустриализации космоса относительно дешевым, быстрым и высокоэффективным.

Для создания промышленной базы в космосе, за счет машин «Репликатров», может быть достаточно всего одной связки из производственного модуля и универсального робота. Модуль в этой связке будет играть роль миниатюрного производственного предприятия, робот, роль, средства для добычи ресурсов и обслуживания модуля. Связка из производственного модуля и робота, доставленная к источникам инопланетного сырья, сможет производить свои копии, численность которых будет увеличиваться в геометрической прогрессии, 1, 2, 4, 8, 16, 32, и так далее. За пять таких циклов можно получить 32 копии, за десять, почти две тысячи.

Методом дублирования базовых единиц, можно получить в космосе многочисленную группировку, состоящую из микро цехов, обладающих значительной суммарной производственной мощностью, и роботов, служащих дистанционно управляемыми рабочими руками. А далее силами этой группировки начать строительство базы и крупных промышленных предприятий, обладающих высокой мощностью. Таким образом, за счет отправки всего одного производственного модуля с роботом в комплекте, можно построить автоматизированную индустриальную базу, способную производить космические ресурсы и расходные материалы в промышленных масштабах, а так же вести серийное производство различных машин. Такие автоматизированные базы могут, в числе прочего, вести серийное производство космических кораблей укомплектованных производственными модулями, которые будут разлетаться в космосе, и строить новые базы в подходящих местах, имеющих источники ценных минеральных ресурсов.

 

Преимущества космической экономики.

Вести индустриализацию космоса с использованием технологий цифрового производства и репликации, можно с умеренными затратами, быстрыми темпами, в больших масштабах, и с высокой экономической эффективностью. Инвесторы, финансирующие космические программы смогут получать от них сверхприбыли, что будет эффективно привлекать в космическую отрасль новые капиталы. Быстрый рост в отраслях связанных с космической индустрией, будет способствовать ускоренному развитию экономики и научно техническому прогрессу.

Индустрия нового цикла, после распространения технологий цифрового производства и репликации, вообще будет отличаться высокой скоростью роста, и на земле и в космосе. После широкого распространения производственных технологий нового цикла индустриализации, темпы роста промышленности и экономики значительно ускорятся. Если для современной экономики рост в несколько процентов в год хороший показатель, то в новом цикле темпы роста могут составлять от нескольких десятков процентов, до нескольких раз в год, в отдельных регионах или в отдельные периоды.

Исторически переход в новый цикл индустриализации и начало колонизации космоса взаимосвязаны и будут развиваться как единый процесс, процесс перехода земной цивилизации на космический уровень. Рост космической индустрии основанной на репликации будет молниеносно быстрым. Космические ресурсы, по земным меркам, практически неисчерпаемы. Молниеносный рост при отсутствии ограничивающих факторов, даст возможность быстро по историческим меркам, за несколько десятилетий, достичь уровня благосостояния в десятки раз превосходящего современный и достичь качественно нового уровня научно технического развития. С точки зрения общецивилизационного прогресса, переход человечества в космическую эру, будет сравним с подъемом на качественно новый цивилизационный уровень, таким как промышленная революция, которая в прошлом подняла человечество на современный уровень со средневекового. Только переход человечества на космический уровень будет происходить намного быстрее, чем развитие индустриальной эры, он будет длиться не веками, а десятилетиями, за счет современной скорости прогресса. Главные преимущества предстоящего перехода в космическую эру, с практической точки зрения, это достижение высоких темпов экономического роста и высокого качества жизни.

Сейчас есть достаточно реалистичный теоретический задел для развития космической индустрии. Частники могут дать первый толчок в ближайшее десятилетие, а далее в процесс индустриализации космоса вступит крупный капитал и мировая промышленность. Разных сценариев развития космической индустрии сейчас много. На мой взгляд, наиболее реалистичный сценарий, это создание транспортно индустриального ядра, для выведения на орбиту и обслуживания спутников. Состоящего из новых транспортных систем, и орбитального производственно эксплуатационного центра, на базе МКС или аналогичной пилотируемой станции.

А далее по мере роста, начало использования лунных сырьевых ресурсов, и развитие крупных коммерческих программ, связанных с космической солнечной энергетикой, и добычей ценного минерального сырья на астероидах. После чего, на базе созданного индустриального комплекса, может начаться активное развитие производства за пределами земли, и за счет внеземного производства начнется массовая индустриализация солнечной системы, приблизительно через 30 – 40 лет. Но прогресс в области новых технологий может серьезно изменить этот сценарий. Если в ближайшее десятилетие удастся сконструировать производственные модули – репликаторы, то производственное направление сразу станет ведущим в индустриализации космоса, и при этом, темпы развития космической индустрии значительно ускорятся. Индустриализация космоса, сразу начнется с массовой внеземной промышленности, без промежуточных стадий. Перехода космической промышленности в массовую стадию при этом можно ожидать через 20 лет. Если удастся освоить технологии репликации в ближайшие годы, и в течение ближайшего десятилетия приступить к активному развитию внеземной промышленности, через 20 лет, можно получить первый значимый эффект от колонизации космоса в мировой экономике.

Темпы развития перспективной внеземной промышленности сильно зависят от того, насколько быстро земная промышленность перейдет в новый производственный уклад. Поэтому, будущее колонизации космоса, на мой взгляд, решается не в космических администрациях, а в предпринимательской среде, и в опытных лабораториях, работающих в области технологий нового уклада.

 

Развитие космической индустрии при флагманской роли крупных космических программ.

В современной ведомственной космической среде, принято мнение, что перспективные космические программы будут играть роль «Инкубатора новых технологий», для земной промышленности. То есть, технологии выработанные, в космических программах после их реализации будут распространяться в массовых индустриях земли, тем самым способствуя развитию технологического прогресса. В прошлом при такой организации, космонавтика действительно была одним из крупнейших инкубаторов технологий. Но во первых, при планировании космических программ, роль инкубатора технологий никогда не ставилась на первый план. Программы планировались как демонстрационные, а их вклад в развитие прогресса озвучивался уже постфактум, как одно из обоснований для финансирования новых программ. Во вторых, во время становления космонавтики, научно промышленная среда была централизованной, и новые технологии, как правило, рождались за счет концентрации ресурсов в крупных проектах, таких как «Атомный проект», или программа Аполлон. А сейчас, научно производственная среда во многом децентрализованная, и в малых стартапах, развитие технологий идет во много раз быстрее и активнее, чем в крупных проектах. И, кроме того, крупные программы долгосрочные, и если делать на них основную ставку в качестве генераторов технологий космической эры, ждать придется долго. Государственные программы создания баз на Луне и Марсе рассчитаны на сроки около 10 – 30 лет. Примерно такие же сроки у крупных частных программ современности, таких как программы орбитальных солнечных электростанций или освоения астероидных ресурсов. Если планировать начало колонизации космоса при флагманской роли крупных программ, десятилетия уйдут только на предварительные этапы.

Согласно китайской программе, освоение луны намечено на 2030 – 2060 годы в конце 2020 годов, планируется начать первые пилотируемые экспедиции, в 2030 начать строительство лунной базы. По российской лунной программе, первые пилотируемые полеты на Луну планируются в районе 2030 – 2040 годов, в первое десятилетие лунная база должна быть посещаемой. Строительство постоянной, обитаемой, базы и опытного полигона по добыче и переработке полезных ископаемых планируется российской администрацией к 2050 году. По американской программе «Созвездие», пилотируемый полет на Марс планировался в 2037 году.

Фирма «Спейс Икс», возглавляемая «Илоном Маском», планирует совершить первый пилотируемый полет на Марс в 2024 году. Планы фирмы «Дип спейс индастриз», в отношении добычи астероидных ресурсов, предполагают запуск орбитальных телескопов для поиска подходящих астероидов и отправки к намеченным астероидам исследовательских зондов, в ближайшие несколько лет.

До 2020 года, планируется начать экспериментальную добычу и переработку астероидных материалов. При использовании современных технологий и подходов, программы по добыче астероидных ресурсов будут достаточно долгосрочными, выход на первую серьезную прибыль, по всей видимости, займет не меньше десяти лет, выход на промышленные масштабы возможен в течение двух, трех, десятилетий. Но в пользу «Дип спейс идастриз», можно сказать что эта фирма планирует широко использовать производство, методом 3D печати для создания нужной инфраструктуры на местах разработки астероидов, из «Местных» материалов. Поэтому, возможно темпы выхода на крупные масштабы добычи астероидного сырья у них ускорятся.

То есть, современные государственные программы и фирмы, планирующие развивать практическое освоение космоса, могут только создать экспериментальный задел для внеземной индустрии через 20 – 30 лет, это время активной жизни людей современного поколения. И если не форсировать процесс перехода промышленности за пределы земного пространства, а двигаться к нему через стадии экспериментов и промежуточные шаги длинной в десятилетия, космическая экспансия с ее перспективами и благами, достанется только следующему поколению.

 

Возможности создания земного предшественника космической индустрии через сетевые структуры.    

Для уверенного старта полномасштабной колонизации космоса через двадцать, тридцать лет, нужно начинать развивать необходимые для нее технологии и направления индустрии уже сейчас, в ближайшие годы. При этом, не останавливаясь надолго на исследованиях и опытных проектах, а сразу переходить к массовому распространению нужных технологий в промышленности. Чтобы они не просто проходили совершенствование и опытную отработку, а создавали глобальный промышленный базис, способный послужить фундаментом и опорой будущей космической индустрии.

Некоторые технологии, соответствующие критериям нового производственного уклада и космической промышленности сейчас уже присутствуют на рынке. Появление других ожидается в близкой перспективе. На рынке есть немало технологий и станков, доступных для малого бизнеса, в том числе «Гаражного производства». Технологии космической эры, это далеко не только цифровое производство. К тому же современные 3D принтеры работают медленно, имеют ограниченный функционал, и проигрывают в цене традиционным технологиям поточного производства, из-за чего, не начинается их широкое распространение. В гаражном производстве, можно активно использовать новые, более функциональные и дешевые модификации станков цифрового производства, рассчитанных на производство товаров массового спроса.

Но более функциональный вариант массового использования станков цифрового производства, на мой взгляд, в комплексе с традиционными поточными технологиями. Например, использование 3D печатных шаблонов для изготовления литейных форм, позволяет организовать в гаражных условиях производство автомобильных запчастей методом высокотехнологичного литья без тяжелых станков. Или производства изделий из пластмассы, композиционных и керамических материалов. На 3D принтерах можно печатать отдельные, уникальные или ответственные детали, для различных механизмов, в том числе и других 3D принтеров. Чтобы собирать механизмы с использованием комплекта уникальных и высоко технологичных деталей, определяющих основные функции изделия и дешевых деталей для несущих конструкций, из материалов производимых поточным методом, доступных в широкой продаже. Сейчас, таким методом, производятся некоторые модели 3D  принтеров, представляющие собой прообразы станков репликаторов будущего, комплекты уникальных деталей продаются через интернет, некоторые уникальные детали можно напечатать на принтерах своими силами, несущие рамы собираются из недорогих, доступных материалов, таких как пластик или фанера.

Категория технологий космической эры, не ограничивается цифровым производством, в нее могут входить разные производственные технологии. И не ограничивается производственным направлением. В нее так же входят пищевое направление, приготовление продуктов отвечающих принципам продуктов питания космической эры, и высокоэффективные методы выращивания пищевых продуктов. Строительное направление, связанное с эффективными и доступными технологиями строительства, функциональными в условиях космоса и цивилизации космической эры. И так далее. В общем, в категорию технологий космической эры, могут входить разные технологии и разные направления деятельности. Объединяют их общие принципы, способность к быстрому развитию и росту с минимальными затратами и максимальной автономностью и соответствие основным критериям индустриального и жизненного пространства космической эры.

Если собрать технологии нового цикла индустриализации в единой предпринимательской структуре и задаться целью, развивать их в рамках общего направления, инкубации космических технологий, можно создать индустрию, предвосхищающую будущую космическую промышленность «Индустриальную среду космической эры», одинаково эффективно работающую как в условиях земли, так и в условиях космоса.

Основные особенности индустриальной среды космической эры, это высокая скорость развития, как в качественном, так и в количественном отношении, и гибкость, способность легко адаптироваться к постоянным изменениям, как внутри системы, так и к меняющимся условиям внешней среды. А так же, высокая скорость роста оборачивающихся в ней капиталов. Поэтому, земной прообраз космической промышленности может запустить молниеносный рост индустрии космического века, немедленно не дожидаясь появления крупных космических программ. Через создание индустриальной среды космической эры, можно запустить процесс переформатирования земной промышленности на стандарты необходимые для колонизации космоса и сделать это быстро, практически с ноля, не дожидаясь появления крупных космических программ вместе с началом реальной индустриализации космоса. И в свою очередь, земной прообраз космической индустрии своей деятельностью сможет значительно ускорить эволюцию технологий будущей космической промышленности. А так же ускорить накопление финансовых ресурсов, и промышленных мощностей, необходимых для перехода земной промышленности в пространство солнечной системы.

На стадии формирования индустриальная среда космической эры, может представлять собой сообщество энтузиастов и предпринимателей, создающих систему новой индустрии из присутствующих на рынке разрозненных элементов, подобно тому, как собираются пазлы из отдельных, не связанных на первый взгляд деталей.

На стадии роста и укрупнения, индустрия космической эры, будет расширяться, вовлекая в свои ряды новых участников, обрастая капиталами и мощностями, из ее среды вырастут крупные корпорации, обладающие миллиардными прибылями и способные финансировать крупные прорывные проекты.

А далее рост, в пределах земли, наткнется на ограниченность ресурсов и рынков, и накопленные в среде ресурсы начнут концентрироваться в космических программах, так как только через них, можно будет получить доступ к неограниченным ресурсам солнечной системы. Необходимость выхода новой индустриальной среды за пределы земли, преобразование ее в полноценную космическую индустрию, на некоторое время может создать труднопреодолимый барьер для развития, и возможно потребовать мобилизационных подходов. Но после преодоления этого барьера, не будет никаких радикальных ограничений для дальнейшего роста и развития. Человечество перейдет в космическую эру, и индустриализация космоса будет постоянно ускоряться, до тех пор, пока вся солнечная система не будет ассимилирована людьми. И следующей глобальной целью для космической экспансии станет освоение других звездных систем, переход на уровень межзвездной цивилизации.

Таким образом, целенаправленное развитие индустриальной среды космической эры на земле, может дать страт движению человечества к переходу на космический уровень. Дать начало, реальной космической экспансии человечества, проходящей в масштабе мировой цивилизации не ограниченной отдельными полетами в космос в научных и демонстрационных целях. И для запуска этого процесса, нет необходимости в участии государственных структур или крупных корпораций с гигантскими бюджетами, достаточно инициативы в обществе и предпринимательской среде.

Самая оптимальная форма организации для индустриальной среды космической эры, на мой взгляд, это сетевая структура. Сетевые структуры объединяют в себе ряд важных качеств, полезных для новой индустриальной среды. Это сочетание гибкости с возможностью быстрого роста, беспрепятственного выхода на глобальные масштабы и способностью легко проникать в разные сферы с распространением своего влияния и своих целей.

В качестве основных, внутренних, организующих механизмов, сеть «Сторонников космической экспансии», должна опираться на информационную среду и личные инициативы участников. Административная система и крупный капитал, в качестве организующих механизмов, для своего выстраивания, требуют много времени и больших затрат ресурсов. Опора на информационные коммуникации, дает возможность эффективно развиваться практически с ноля. Формирование организованных сообществ участников в интернете на основе сообществ по интересам, от группы в социальной сети до предпринимательского сообщества, и передача технологий через открытые публикации, от гаражного стартапа, до распространения в мировом масштабе, дают возможность, осуществлять молниеносный рост сети на стадии ее формирования. Пока сеть еще не располагает собственными ресурсами, промышленными мощностями и технологиями. А в будущем, быстро распространять обновления технологий, изменять внутреннюю организацию и реагировать на изменения внешней обстановки. Информационным сообществам не свойственна закостенелость и традиционализм, присущие административным системам и крупным финансовым организациям, а потому они способны на быстрое развитие, и комфортно себя чувствуют в условиях постоянного обновления и адаптации к меняющимся условиям среды, которые будут неизменными спутниками молниеносного роста.

Основные внутренние движущие факторы сети, это личностная энергия и инициативы ее участников, без жесткой привязки к иерархии или специальности. Для своих участников сеть будет привлекательна в основном возможностями получить более высокое качество жизни во всех отношениях. При этом более полно используя свой личностный потенциал и прилагая меньше усилий, так как сети дают намного больше свободы и возможностей, чем традиционные иерархические формы организации. Сеть может служить средой для организации бизнеса или профессиональной деятельности. Средой для организации своего личного жизненного пространства, как общественного, так и бытового. Средой для развития своего мышления и личностной энергетики.

Управление сетью должно быть построено через систему лидеров и организаторов – «Координаторов», разных уровней в зависимости от степени влияния и контроля. И разной специализации, тактиков, бизнес управляющих, новаторов, источников идей и технологий, и теоретиков, стратегов, занимающихся вопросами стратегической организации и планирования.

Координаторы не могут обладать прямыми властными полномочиями, для сети это помощники, наставники, но в то же время в своих личных бизнес структурах, координаторы могут иметь право собственности и прямых руководителей. Такая система сочетает в себе преимущества «Сетевой демократии», и прав частной собственности. Управление сетью должно осуществляться коллективно, через систему «Координационных советов», разных уровней по территориальному признаку или объемам контролируемых рынков, и разной специализации, деловой, инновационной или стратегической.

Сейчас известно достаточно много сетевых структур, работающих в основном в области общественной деятельности или в области торговли. Так же многие корпорации имеют свои внутренние социальные и профессиональные сетевые структуры. Современные профессиональные сетевые сообщества, как правило, являются придатками крупных корпораций. Отличие перспективной сети сторонников космической экспансии, в том, что в плане профессиональной деятельности и источников дохода, основная ставка в этой сети, должна делаться на производство, а не на продажи. Личные производственные мощности или участие в распределении производимых в сети продуктов, должны давать членам сети большую степень самостоятельности. Так как сеть более самостоятельна в плане производства продуктов потребления и воспроизводства капитала, и может самостоятельно обеспечивать себя товарами и деньгами, не нуждаясь во внешних поставщиках или работодателях.

Сетевая форма организации достаточно широко распространена в крупном бизнесе и экономике. Сейчас по сетевому принципу организованны индустриальные «Кластеры», такие как «Силиконовая долина», в США, известный кластер в области информационных технологий или «Шеньчжень», флагманский кластер электронной промышленности в Китае. По принципу кластера, сетевого предпринимательского сообщества, организованы многие крупные корпорации, такие как «Боинг», одна из крупнейших аэрокосмических корпораций. По принципу сетевой организации с самоуправлением членов, построена платежная система «Виза – VISA».  Атак же в последние годы, активно развиваются сетевые сообщества владельцев 3D принтеров, представляющие собой первые децентрализованные сообщества цифрового производства. Информационные коммуникации служат основой, многих деловых сообществ, например. Отраслевых сообществ, таких как программирование, или современные средства массовой информации. Торговых сетей, таких как крупные интернет магазины или торговые платформы.

Сеть сторонников космической экспансии должна взять на себя функции флагмана в развитии не только экономики и технологий, но и личностного потенциала общества. Сеть дает возможности начать движение к космической эре, и сделать это без промежуточных стадий, немедленно и развивать это движение достаточно быстро. Дает возможность запустить процесс молниеносного индустриального роста.  Дает возможность принять в этих процессах личное участие, для всех кто сочтет это своей целью, и получить соответствующие бонусы от участия в этом движении, в виде высокого роста уровня доходов и высокого качества жизни. Мышление человека космического поколения должно отличаться независимостью, интеллектом, гибкостью и целенаправленностью. В космическом пространстве жизненная среда будет экстремальная, и люди будут в большой степени предоставлены сами себе, их деятельность, а не редко и выживание, в экстремальных и мало предсказуемых условиях космоса будут зависеть от качества мышления, решительности и инициативы. Личностная стратегия, следования шаблонам, привычным для основной части современного общества в космосе будет не эффективна. Нужно будет рассчитывать в основном не на следование устоявшимся правилам и на поддержку общества, а на свои силы, на свой интеллект и на свою личностную энергию. Сейчас мышление «Людей космической эры», может быть эффективно в бизнес среде, наиболее интеллектуальные и инициативные люди, возьмут на себя роль координаторов, интеллектуальных и организационных центров сети. Основная масса участников сети в выстраивании своего мышления будет следовать за координаторами и координационными советами, что сделает сеть одним из флагманов в развитии личностного потенциала общества. Одним из образцов в выработке эффективных стратегий мышления и личностного потенциала, отвечающих требованиям космической эры.

На первых этапах своего развития сеть сторонников космической экспансии может распространяться в виде информационных сообществ. На форумах, в социальных сетях, и на интерактивных информационных платформах, таких как тематические сайты, или интернет газеты, с собственными форумами и функциями комментариев. И свободными авторскими публикациями, блоги, или народный репортер. В отличие от других сообществ, посвященных будущему, сеть сторонников космической экспансии будет нести в себе не только идеи, но и практический функционал. В стратегическом плане, постановки и достижения главных целей, деятельность сети, будет одним из реальных направлений осуществления космической экспансии, движения к космической эре. С тактической, потребительской, точки зрения она будет способствовать более качественной организации жизненного пространства и мышления участников. Будет давать дополнительные возможности развивать бизнес входящим в нее предпринимателям. Сеть так же возьмет на себя функции бизнес инкубатора и консолидированного гражданского сообщества. На следующих этапах роста, сеть будет функционировать как сетевая корпорация со своей внутренней общественной организацией, своим набором стратегических целей, и своей идеологией, служащей для нее объединяющим и дисциплинирующим фактором. Основные стратегические задачи сети, по возможности ускорить развитие технологий космического периода, ускорить формирование «Общества космического поколения», ускорить начало индустриализации космоса и перехода ее в массовую стадию. А после начала массовой, промышленной колонизации космоса, взять на себя функцию флагмана развития космической экономики.

 

Развитие общественной и индустриальной среды космической эры через сетевые структуры, прямой пусть осуществления космической экспансии.

С тех пор как космическое пространство стало доступным для посещения людьми, космическая экспансия стала одним из потенциальных направлений развития человечества. А после перехода космонавтики в массовую стадию, космическая экспансия станет одним из главных направлений развития человеческой цивилизации. Так как развитие экономики, технологического прогресса и расширения обитаемого пространства человечества, будет прямо связано с его экспансионистским расширением своего присутствия в космосе. В настоящее время начало массовой колонизации космоса и переход на уровень космической цивилизации, это одна из крупнейших сверхзадач человечества.

Освоение космоса через государственные программы натолкнулись на барьер дефицита ресурсов и отсутствия нужных технологий, а так же отсутствия инициативы, в ведомственной среде. Движение к космической эре надолго зависло на стадии гонки за научно пропагандистскими достижениями. Возобновление движения к цивилизации комического уровня через социально предпринимательское сетевое сообщество, дает возможность достаточно быстро и эффективно преодолеть барьеры, связанные с недостатком ресурсов и технологий, так как предпринимательские сети сами являются источником новых технологий и научно промышленных мощностей. Предпринимательским сетям индустрии космической эры не нужно искать деньги на отдельные космические проекты, они способны повернуть развитие мировой промышленности в русло космической индустрии, которая начнет глобальное, полномасштабное, промышленное освоение солнечной системы. При этом, предпринимательские сети не нуждаются в финансировании, они сами являются источником прибыли и способны служить источником благ космической цивилизации, для рядовых людей, так как являются ее функциональным прообразом.

Таким образом, самый прямой и эффективный путь осуществления комической экспансии человечества в настоящее время, лежит через развитие сетевой, общественно индустриальной среды космической эры.

 

Николай Агапов.

 

Источник:   http://spaceexpansion.ucoz.ru/publ/1-1-0-67

Добавить комментарий